фото: instagram/ terrible.z

Дрался в профи, рассказывал, как в мире боятся казахов: "тёмная лошадка" супер-турнира за Олимпиаду

Жандосу Кыдыралиеву выпал шанс попасть на квалификационный турнир в Таиланде.

В предстоящие дни тренерскому штабу сборной Казахстана по боксу предстоит определить того, кого отправить на квалификационный отбор в Таиланд – последнюю возможность отобраться на Олимпийские игры в Париж в категории до 63,5 килограмма. Для этого в Астане проведут супер-турнир, в нём примут участие шесть сильнейших боксёров веса, передаёт sportarena.kz

Среди претендентов выделяется Жандос Кыдыралиев, который вот уже несколько лет выступает в профессионалах и имеет за плечами 6 побед. Он куда менее известен, чем те же Ертуган Зейнуллинов, Мухаммедсабыр Базарбайулы, Дулат Бекбауов, Торехан Сабырхан или Серик Темиржанов, также мечтающих о лидерстве в весе до 63,5 килограмма, но, быть может, от того и наиболее опасен?

В большом интервью Жандос Кыдыралиев рассказал, что сподвигло его вернуться в любители и попытать счастье в битве за олимпийские перспективы.

- Жандос, как проходит подготовка? Почему решились выступить в спаррингах, ведь уже несколько лет ваше основное направление – это профессиональный бокс.

- Если честно, не планировал, что вернусь в любительский бокс. Изначально готовились к поединку в профессионалах, который должен был пройти в мае, но потом его несколько раз переносили, а затем, вовсе, отменили. Тогда мой тренер решил, что лучше выступить на чемпионате города Алматы, а дальше на Спартакиаде. Я отдаю себе отчет, что перестроиться под специфику любительского бокса будет непросто: тут свои скорости, темп, три раунда по три минуты, другая манера ведения боя.

- Среди соперников за путевку на лицензионный турнир есть Серик Темиржанов, с которым вы уже встречались на Спартакиаде в полуфинале турнира.

- Да, мы с ним хорошо знаем друг друга. Думаю, в этот раз бой будет другим. В целом, все парни очень сильные, лучшие в этой весовой категории.

- По возрасту, вы самый старший в этой "шестерке".

- Опыт, конечно, важен. Взять Серика Темиржанова – он уже опытный парень, призёр чемпионата мира. Дулат Бекбауов – тоже боксёр, с опытом выступлений на крупных международных турнирах. Торехан Сабырхан – молодой с горящими глазами. Мне бои очень интересны. Это очень правильное решение, что у каждого из нас есть шанс проявить себя.

- Значит, с мечтой выступить на Олимпиаде вы не расстаётесь?

- Я начинал заниматься боксом в 2004 году, когда на Олимпиаде в Афинах зажглась звезда Бахтияра Артаева. Я - уроженец Тараза и был очень горд за нашего земляка. Мой дедушка очень любил бокс, помню, что у него были слезы на глазах, когда Артаев завоевал золотую медаль. Так у меня зародилась мечта – выступить на Олимпиаде. Спустя 20 лет мне выпал шанс попасть на главные старты четырехлетия.

- В последний раз вы выходили на ринг в декабре прошлого года – в поединке против Гуанхэна Луаня из Китая. С тех пор, уже несколько месяцев вы без боёв.

- Дело в том, что боксерских вечеров в Казахстане очень мало. Чтобы выступать постоянно, нужно ехать либо в Европу, либо в Россию. А в Казахстане Жанкош Тураров два раза в год делает шоу, раньше Канат Ислам их организовывал, но сейчас и они редко проходят.

- В 2018 году писали, что вы можете подписать соглашение с известной канадской промоутерской компанией "Eye of the Tiger Managament". Что тогда не сложилось?

- В Канаде я получил полезный опыт. Конечно, обидно, что я так и не получил боёв. Нас пригласила менеджер Анна Рева, но дать контракт не смогла. Вероятно, что в какой-то момент работать с казахстанскими боксерами стало не выгодно. Не секрет, что в Канаде боялись казахов и не соглашались на бои с нами. Батыр Джукембаев, Абылайхан Хусатнов, Нурзат Сабиров и Садриддин Ахмедов уничтожали всех соперников. Никто из канадских соперников не решался рисковать и выходить на бой с казахами.

- Чем запомнилась жизнь в Канаде?

- В Канаде увидел, что тренеры совершенно по-другому подходят к подготовительному процессу. В Казахстане мы привыкли, что тренеры постоянно следят за нами, за тем, как мы выполняем упражнения, задания. От того, и школа бокса у нас крепкая. В Канаде все иначе. Тренер может один или два раза подойти, указать на ошибку, дать совет, но не будет стоять рядом всю тренировку. Упор сделан на саморазвитие. Кстати, тренеры в Канаде говорили, что я похож на боксёров из Пуэрто-Рико. Они обычно боксируют очень компактно, собранно.

- С мая 2021 год по март 2023 года у вас был простой. Чем вы занимались в эти два года? Как зарабатывали на жизнь?

- C 2016 по 2021 тоже я остался без боёв. В это время я съездил в Южную Корею на спарринги. Предложили контракт, но с условием, что сразу надо выйти на 10-раундовый бой. Меня это не устроило. Возможно, после поездки в Канаду я бы ответил согласием, но тогда посчитал, что не готов к 10 раундам. Корейцы предлагали 3 тысячи долларов, а это мало. На что жил? Зарабатывал, работал тренером.



- В ваших соцсетях немало видео, где вы играете на гитаре. Такое редко встретишь на страницах боксёров-профессионалов.

- Наверное, это у меня в крови. Родители играют на домбре, поют. Моя сестренка – певица, а брат – художник. Поэтому у нас культурная семья.

- Зал, в котором вы тренируетесь в Алматы называется "Underdog". Так обычно характеризуют боксёров, от которых не ожидают победы.

- Мы с другом открыли этот зал. В то время проходил бой Канело Альвареса против Дмитрия Бивола. Тогда эксперты считали Бивола андердогом, а получилось, что этот самый "андердог" не оставил никаких шансов мексиканцу. Так у нас родилось название зала. Я помню, что в Канаде, в Монреале тоже видел зал с таким названием. В нём когда-то занимался Артуро Гатти.

- Можно ли сказать, что в предстоящих боях, за возможность выступить на лицензионном турнире, вы - "андердог"?

- Конечно. Если объективно, то я малоизвестен публике. Само моё участие, наверное, стало неожиданностью. Дулат Бекбауов, Торехан Сабырхан – парни с огромной аудиторией в соцсетях. За меня будут болеть родные, близкие. Надеюсь, смогу показать себя, чтобы еще больше людей узнали обо мне.

Напомним, турнир, на котором планируется определить, кто представит Казахстан на следующем лицензионном турнире в Бангкоке в категории до 63,5 килограмма состоится 8-10 апреля в Астане. Весовая категория до 63,5 килограмма – остаётся единственной, где казахстанские мастера перчатки еще не обеспечили себе представительство на предстоящей в Париже Олимпиаде. На данный момент в активе Казахстана шесть олимпийских лицензий у мужчин.