Фото: instagram/gggboxing

Что может разрушить карьеру Геннадия Головкина на посту президента World Boxing

Ровно месяц прошёл с момента избрания Геннадия Головкина президентом World Boxing. И уже сейчас можно назвать главную проблему, которая способна навредить карьере спортивного функционера из Казахстана. Подробнее - в рассказе корреспондента Sportarena.kz

Геннадия Геннадьевича избрали в очень удобное время - когда под эгидой World Boxing завершились все крупные турниры в 2025-м, что избавляет организацию от необходимости справляться с последствиями скандалов, возникающих из-за предвзятого судейства.

То, что решения судей способны испортить впечатления о любом масштабном соревновании подтвердила IBA Умара Кремлёва. Лишённая признания МОК организация потратила десятки миллионов долларов на проведение собственного чемпионата мира в Дубае, но крайне странные решения арбитров привели к тому, что об этом турнире говорят в кулуарах и соцсетях не восхищённо, смакуя рекордные выплаты призёрам, а с негодованием. Слишком много, как мне кажется, было пострадавших бойцов.

Как солнце встаёт на Востоке и заходит на Западе, так и в боксе много лет стабильно плохо с судейством. Кажется, за многие годы здесь перепробовали всё, что можно, чтобы выглядеть не столь скандально. Попытки предсказуемо провалились.

Ушли от "профессионального" подсчёта очков к "кнопочному" боксу, когда считали каждый удар (причём фиксировались только те попадания, если трое судей одновременно нажимали на кнопку)? Геннадий Геннадьевич на себе испытал, как это работает: в мае 2004-го он проиграл на предолимпийском турнире кубинцу Диспейну 34-37. Как стало известно позднее, один судья едва не сломал кнопку, нажав в пользу Йордениса почти 60 раз!

С 2013 года с боксёров сняли шлемы, а подсчёт снова стал вестись по профессиональной методике: победитель раунда получает 10 баллов, а проигравший девять. Но нет никаких инструкций, критериев, что делать, если бой максимально равный. Тогда вступает в силу фактор региональной принадлежности. Искушённый американский арбитр "проголосует" за того, кто лучше работал на контратаках, а условный индонезиец за того, кто оказывал сильнее давление и выбрасывал больше ударов, пусть даже они не достигали цели. Просто потому, что везде бокс понимают по-разному.

Не верите? Пересмотрите полуфинальный бой Нурбека Оралбая с доминиканцем Пиналесом на Олимпиаде. Марокканец Бачир Аббар и голландец Сем Дуннар отдают 30-27 в пользу казахстанца, а вот представитель Индии Кабилан Ашок ставит такие же баллы, но уже "за" Карлоса! И это притом, что во втором раунде наш парень серьёзно потряс оппонента: у Пиналеса даже ноги стали заплетаться! Но Ашок был непреклонен. Ещё один судья выставляет победителем Пиналеса 29-28, но в финал выходит Нурбек благодаря записке канадца Джеффа Верховена 29-28. Это тот случай, когда большинство судей сделали правое дело. Но вот почему остальные не заметили тотального преимущества Оралбая? И - самое главное - как с этим быть дальше?

Господин Головкин перед избранием говорил, что планирует внедрение искусственного интеллекта. Но, к сожалению, не конкретизировал сроки, не объяснил механику процесса. Но он наверняка осознаёт, что проблема с судейством - мина замедленного действия. Способная рвануть в любой момент.

К IBA (так после ребрендинга стала называться бывшая AIBA) было множество претензий, включая финансового характера. Но превратить организацию в спортивного изгоя, который находится вдалеке от олимпийского движения, "помогли" именно судьи. Те, что тащили за уши россиянина Тищенко в бою с нашим Василием Левитом в финале Олимпиады в Рио-де-Жанейро, или те, что почти тремя десятками лет ранее лишили Роя Джонса трижды заслуженного олимпийского "золота".

Занимательно, что на Олимпиаде в Париже, где боксёрский турнир организовывал по сути сам МОК, скандалов с судьями было не меньше. Итальянца Муйиддина признали проигравшим в бою с Лазизбеком Муллажоновым. Узбекского казаха Руслана Абдуллаева не пустили в полуфинал Игр, как и нашего Мухаммедсабыра Базарбайулы, но тогда обсуждать данный "произвол" многие мировые масс-медиа почему-то не захотели.

Геннадию Головкину стоит понимать, что не всегда он и его организация многим будут удобны. И навредить ему очень легко: достаточно взять один скандальный бой на Азиаде-2026 и раскрутить "дело о беспределе в World Boxing".

Так что же делать? Искусственный интеллект внедрить, конечно, будет хорошим делом. Но пора возвращать в боксе подачу протестов. В этом году на турнирах World Boxing они были запрещены. Да и в последнее время на Азиаде-2023 и Олимпиаде-2024 никто не хотел ими заниматься. Подача протестов на соревнованиях в 2026-м позволит не свести число скандалов к минимуму, а обеспечить большую справедливость.

В противном случае, если всё оставить, как есть, карьера Геннадия Головкина на поприще спортивного чиновника может оказаться не столь блестящей. И судьи своими решениями могут помочь её разрушить. И очень быстро.

Дикий скандал вокруг "несостоявшегося боя" Ангелины Лукас получил продолжение