С чем оставил бокс после своей отставки Кенес Ракишев
От президентов спортивных федераций в Казахстане всегда ждут многого. Что человек, добившийся успехов в бизнесе или госслужбе будет с таким же рвением бросаться на дела вверенного ему вида. Что он завалит всех деньгами, понастроит больше, чем смогут покрасить потомки, накажет несправедливых судей и осчастливит честных тренеров.
На выходе же мы получаем часто ситуацию, как с Александром Машкевичем в конном спорте. Генеральный секретарь этой организации Питер Берман (вечная ему память) в одном интервью откровенно рассказал, зачем такому важному человеку нужен был пост президента федерации много лет назад.
"Мне кажется, что большой любви к казахстанскому конному спорту у Александра Машкевича не было, только голый расчет: ведь на крупных стартах по конному спорту он имел шанс пообщаться с элитой Казахстана." - признавался в интервью "Каравану" Берман.
Чем был для Кенеса Хамитовича бокс - мы может только догадываться. Он не Даулет Турлыханов, чьё президентство в борьбе воспринимается как что-то с виду естественное. Выигрывал на ковре, теперь там управляет за ковром. Господин Ракишев не был замечен в ринге, с капой во рту, обтирающий соперником канаты и канвас. С другой стороны, не обязательно боксировать, чтобы ценить бокс. Этот вид спорта в Казахстане любят трепетно, нежно, платонически. Чемпионов у нас уважают из любого вида спорта. Но победителей в боксе - особенно.
Руководить боксом - большая честь и колоссальная ответственность. Мне кажется, что в мае после триумфа в Ташкенте, когда Казахстан был второй державой в мире, Кенес Хамитович ни за что не покинул бы КФБ. Он находился на вершине славы. Ему распевали осанны, когда он раздал 600 тысяч долларов личных средств чемпионам, тренерам и даже мамам боксёров.
А потом наступило похмелье. Жуткий кошмар Азиады, куда главный тренер мужской команды повёз почти треть из личных учеников (двух боксёров из семи), а тренер женской сборной лично проводил жеребьёвку Спартакиады (по забавному совпадению, его ученица попала в лёгкую сетку, а главные соперницы рубились друг с другом). Итог был плачевен: ни одного "золота", 9 место в боксёрском турнире и только две олимпийские лицензии. Соседи из Узбекистана - для сравнения - выиграли три "золота".
Потом были странные заявления о судебных тяжбах чуть ли не с МОКом (кстати, что с этим процессом?), идеально проведённая Спартакиада у мужчин, прозрачная процедура отбора на первый лицензионный мировой отборочный турнир, но крайне сомнительные олимпийские перспективы.
Сейчас сборная - по моим личным ощущениям - отдалённо похожа на частную лавочку, где очень важно, кто твой личный тренер. На юношеском и молодёжном уровне наши парни порой очень сильно уступают сверстникам из одной центральноазиатской страны. Топовые казахстанские боксёры стали попадаться на допинге, а кулуары заполоняют слухи, что в юношеском боксе "зачищают" сразу две весовые категории под боксёра по фамилии, созвучной с одним видным чиновником от спорта.
В такой ситуации Кенес Ракишев оставил бокс. Нельзя сказать, что за эти годы он понастроил ультрасовременные боксёрские базы, привлёк иностранных тренеров с уникальными методиками или внедрил бокс в школы Казахстана. Зато он щедро платил тренерам и боксёрам после побед. Вот кто горюет сейчас больше всего.