"Восходящая звезда мирового спорта" из Казахстана завершила карьеру: кто в этом виноват
Стало известно, почему павлодарская биатлонистка Арина Пантова уже больше года не принимает участие в официальных стартах. Титулованная спортсменка по итогам сезона 2021/2022 завершила профессиональную карьеру. Однако произошло это не в Казахстане, а… на территории совсем другого государства.
Почему? Сейчас всё объясним.
Появилась на свет эта девочка 24 июля 1999 года в семье "стреляющего лыжника" Дмитрия Пантова, который на тот момент уже был самой настоящей знаменитостью в стране, поскольку добился просто потрясающих успехов "на снегу": участник двух Олимпиад (1994, 1998), бронзовый призёр этапа Кубка мира (1994), трёхкратный победитель и трёхкратный бронзовый медалист Азиады (1996, 1999), мастер спорта РК, мастер спорта международного класса.
Спортсмен захотел, чтобы его дочка тоже связала свою жизнь с биатлоном, поэтому после завершения карьеры начал вместе с супругой Викторией усиленно тренировать Арину. И оказался абсолютно прав. В 16 лет она в гонке преследования выиграла чемпионат мира среди молодёжи, а затем на юношеской Олимпиаде вошла в тройку сильнейших в спринте. Родилась восходящая звезда мирового спорта? Безусловно. Именно так думали специалисты, а также республиканские и зарубежные СМИ. Однако уже в следующем году, в августе 2017-го, я узнал шокирующую новость: Пантова больше не будет выступать за Казахстан, так как принимает российское гражданство. Что после этого началось! Огромное количество людей, толком не разобравшись в ситуации, на эмоциях обозвали Арину чуть ли не предательницей. Мол, государство вложило в тебя большие деньги, а ты, громко заявив о себе благодаря этим средствам, тут же убежала представлять более успешную в биатлоне страну. Дошло до того, что на связь с "общественностью" вынуждена была выйти уже сама Пантова, дабы расставить все точки над "и":
"Думаю, немного ясности в происходящей ситуации не повредит. Мой переход никак не связан с деньгами! Это спонтанное решение объясняется гораздо проще. Сюда пригласили работать папу. Вот и всё. То, что здесь конкуренции больше, так это только на пользу. Бегать же интереснее будет. А Казахстан я всегда любила и буду любить! И никогда ничего плохого про него не говорила".
Естественно, я тут же попросил прокомментировать эту "разорвавшуюся бомбу" и Союз биатлонистов Казахстана. Вот что тогда мне ответила вице-президент Елена Хрусталёва - легионер из России, которая в 2010 году спасла нас на Олимпиаде в Ванкувере, выиграв для республики единственную медаль - "серебро". Между делом решил напомнить. Может, кто-то уже об этом забыл.
"Есть такая пословица: "Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше". Следовательно, осуждать Арину я не собираюсь, да и не за что. Сама в прошлом поступила точно так же. Тем более она сразу объяснила, с чем связан её переход под флаг другой страны. Дмитрий Анальевич после 15-летней работы в тренерском штабе сборной Казахстана решил принять предложение от Тюменской области и вполне логично, что Пантова поехала за отцом".
Не мог я не спросить и про вклад республики в молодую биатлонистку.
"Да, Казахстан вложился в девочку. Но она ведь принесла медали государству. Значит, к Пантовой не может быть никаких претензий. Арина полностью отработала те деньги, которые страна на неё потратила", - парировала Елена.
Однако потом Хрусталёва сказала самое главное. Читайте внимательно.
"От родителей многое зависит, а если они ещё и тренеры, то до определённого возраста спортсмена основной вклад в него – это родительский вклад. Поэтому я Дмитрия Анатольевича и Викторию Викторовну прекрасно понимаю. Они хотят, чтобы у Арины были хорошие условия для тренировок. В Казахстане сейчас только в Алматинской области есть комплекс международного уровня. Однако для полноценного тренировочного процесса необходимо готовиться на комплексах мирового стандарта. А это уже подразумевает регулярные выезды за границу. В Казахстане это может себе позволить только национальная сборная. В Павлодаре же, где тренировалась и жила юниорка Пантова, даже стрельбища нет и роллерная трасса детского уровня. То есть если сборная получает полное обеспечение и сборы, то командам из регионов уже посложнее. В то же самое время я не могу сказать, что Арине в России будет легче, там очень большая конкуренция, и надо постоянно отбираться и попадать в команду, а в Казахстане можно спокойно тренироваться и выходить на главные старты сезона. Но, конечно, отборы – это отличный опыт для любого спортсмена".
Теперь, надеюсь, понятно, какая причина на самом деле заставила Дмитрия Пантова принять тогда столь болезненное для себя и дочери решение. Хотя Арина к тому времени не благодаря, а вопреки уже превратилась в одну из самых перспективнейших биатлонисток мира и очень странно, что в том же Павлодаре руководство спорта не нашло средств на, возможно, индивидуальную подготовку своей титулованной землячки в какой-нибудь топовой стране, раз в родном городе оно не сумело создать даже элементарных условий. Через несколько лет, когда Пантова перешла бы в национальную сборную, её всё равно ведь забрал бы под своё крыло СБК, получающий финансирование из республиканского бюджета. А так безразличие местных чиновников, по сути, предопределило столь чудовищный для нас исход.
И, однозначно, они тоже виноваты в том, что через каких-то пять лет мир потеряет такую талантливую спортсменку, которая после переезда в Тюмень... в прямом смысле этого слова разрушит свою многообещающую карьеру. Не поможет даже папа и личный тренер в одном лице, который, конечно же, не волшебник. Когда твоя дочь умудряется проигрывать конкуренцию даже на уровне области, о какой сборной России вообще может идти речь?! Значит, права была всё та же Хрусталёва, предупреждавшая о том, что Пантовой со спортивной точки зрения будет очень сложно в соседнем государстве, ведь там соревнования приближены к мировому уровню, потому что борьба за попадание в главную команду просто бешеная в каждом регионе. Вот Арина, видимо, и не справилась. Хотя нет - на один международный старт она всё же попала. В сезоне 2018/2019 её заявили на летний чемпионат мира в Минске, где однако показать себя экс-казахстанке всё равно не удалось: 22-е место в спринте и 26-е место в гонке преследования. Причём, это результаты на уровне юниорок - не взрослых. Вот и делайте выводы. Но почему всё сложилось именно так?
Мне кажется, на этот "убивающий" вопрос не может ответить даже сама Арина, поскольку в одном из своих постов в Instagram она уже незадолго до завершения профессиональной карьеры оставила такое сообщение миру: "Не хочется быть пессимистом, но в какой момент всё пошло не по плану?" И тут же в самом первом комментарии ей "прилетел", возможно, самый верный ответ от подписчицы Александры Идиновой: "Когда ты переехала в Тюмень". Грустно.
Что теперь? Прямо сейчас Пантовой точно не до биатлона. 4 сентября 2021 года она вышла замуж и взяла фамилию супруга Оропай, а 14 марта 2023 года у них родилась дочь Есения. Так что Арина полностью ушла в материнство, плюс ко всему экс-биатлонистка, конечно же, ищет себя уже в новой жизни. В той же Тюмени, откуда молодая семья недавно переехала в Калининградскую область, павлодарка, например, окончила государственный университет. То есть диплом о высшем образовании у неё есть. Но, вряд ли, она будет кого-то тренировать.