"Моя мечта - не зависеть от государственных денег": как клуб с небольшим бюджетом лидирует в чемпионате страны Фото: пресс-служба ВК "Берел"

"Клубы должны уметь работать со спонсорами": как клуб с небольшим бюджетом лидирует в чемпионате страны

Эксклюзивное интервью корреспондента sportarena.kz с директором женского волейбольного клуба.

В Национальной лиге РК по волейболу среди женских команд уже сыграно два тура. Что примечательно, оба они прошли в Усть-Каменогорске, хотя в прошлом сезоне в этом городе не было сыграно ни одной игры.

Возможно, именно домашняя площадка помогла местному ВК "Берел" с самого начала захватить лидерство в турнирной таблице и удержаться на первом месте, несмотря на сумасшедшую конкуренцию со стороны конкурентов.

Клуб, созданный полтора года назад в областном центре ВКО, уже является серебряным призёром ЧРК и считается одним из фаворитов текущего сезона.

После завершения тура корреспондент sportarena.kz переговорил с директором ВК "Берел" Бауыржаном Кази.

- ВК "Берел" принял два подряд тура женской Национальной лиги. Это Вы отдаете долги болельщикам Усть-Каменогорска, которые не видели воочию волейбола больше года, либо это заявка на то, чтобы пользуясь домашней площадкой, закрепиться на первой строчке чемпионата Казахстана?

- Соглашусь с первым. Нам, как молодому клубу, необходимо показать нашу команду болельщикам. И тут дело даже не в завоевании титулов, а в популяризации волейбола в регионе. Необходима активная работа с фанатами. Мы массово качаем медиа составляющую для привлечения нашей молодёжи. Берём пример у западных клубов. Структуру развития волейбола мы взяли от волейбольного клуба "Динамо-Ак Барс" из Казани. Титулованный клуб, побеждал на клубном чемпионате мира. Сейчас я веду переговоры с волейбольными клубами из Турции "Вакыфбанк" и "Фенербахче". И в таких клубах только рады помогать развивающимся клубам. И я думаю, у нас получится показать топовый уровень волейбола в Казахстане, пускай даже с очень средним бюджетом.

- На что вы сделали упор, если конкретнее?

- Усть-Каменогорск издавна считается кузницей хоккея. Мне изначально хотелось, чтобы волейбольный клуб "Берел" был поставщиком профессиональных игроков и тренеров в регионы и за границу, как в своё время усть-каменогорские хоккеисты играли даже в НХЛ. Мы так же можем сделать и воспитать талантливую молодёжь. Должна быть качественная селекция. Мы всё это только выстраиваем. Сейчас, например, мы набрали в дублирующую команду 20 человек, и там, по антропометрическим данным, девочки 2008-2011 годов рождения ростом 182 см и выше. И они играют в Лиге до 21 года. То есть 14-летние талантливые одарённые юные волейболистки ростом выше 180 см – это наше будущее.

- Селекция проводится по ВКО или по всей стране?

- В первую очередь, по нашему региону, но нам очень много звонят родители из других городов, просят взять их детей к себе.

- Долгое время волейбол в Усть-Каменогорске ассоциировался с "Алтаем" (7-кратный чемпион Казахстана, победитель Клубного чемпионата Азии – прим. sportarena.kz). Как так получилось, что "Алтай" сейчас пропал и в прошлом году вместо него появился "Берел"?

- "Берел" к "Алтаю" никакого юридического отношения не имеет. ВК "Алтай" существует до сих пор. Но с другой стороны, мы, работники клуба – выходцы из "Алтая". Я сам многие годы работал менеджером первой команды "Алтая". Конечно, "Алтай" — это наша история, клуб, который имеет большое имя.

В прошлом году очень тяжело было открыть новый клуб, и чтобы он не сильно ассоциировался с прежним клубом. Потому что у нас другие приоритеты. "Алтай" был гегемоном и у него были колоссальные задачи: победа на Клубном чемпионате Азии, выступление на Клубном чемпионате мира. Мы же больший акцент хотим сделать на местную молодёжь, и чтобы в будущем наши игроки выступали в других клубах мира.

- То есть, если раньше "Алтай" проводил селекцию среди лучших игроков Казахстана и приглашал к себе лучших волейболисток, то у вас задача воспитывать своих и выпускать их за пределы ВКО?

- Да. Конечно.

- А почему? В чём ваш мотив так поступать? Ведь это в будущем может ослабить "Берел".

- Для меня это была бы победа, если бы наши воспитанники поехали в другие регионы или другие страны играть. Потому что это будет означать, что мы воспитали такого успешного спортсмена и не зря потратили деньги государства и спонсоров.

- "Берел" финансируется из государственных средств. Какова сумма бюджетных средств, которые клуб получает от государства?

- 450 млн тенге.

- Сейчас готовится законопроект, в соответствии с которым будет запрет на финансирование иностранных игроков за счёт бюджетных средств и квазигосударственных компаний. Как ваш клуб собирается решать эту проблему?

- У клуба после Нового года будут спонсоры, которые и будут финансировать контракты игроков-легионеров. У каждого легионера будет свой личный спонсор. Уже есть договорённость со спонсорами. Мы не будет иметь право, и даже не хотим тратить государственные деньги на легионеров. Даже сейчас у нас легионеры получают из бюджета лишь треть своих контрактов. Остальное всё за счёт спонсорских денег.

- А какой размер спонсорских денег на данный момент?

- По маркетинговым соглашениям мы перекрываем только частично зарплаты легионеров и тренера. И это порядка 35-40 млн тенге. В совокупности, наш бюджет намного меньше, чем у наших прямых конкурентов.

- Ваш клуб отличается активной, даже агрессивной маркетинговой политикой.

- Да, потому что наша конечная цель, может она и прозвучит как утопия, как мечта – не зависеть от бюджета. С этой целью мы раскачиваем нашу медиа зону. Чтобы на каждом шагу знали, что есть такой клуб. В прошлом году мы стали серебряными призёрами, а сейчас стоит задача быть в тройке.

- То есть задачи, обязательно выиграть чемпионат перед вами не стоит, в отличие от того же "Алтая" в прошлом?

- У нас и бюджет в несколько раз меньше, чем у "Алтая". Конечно, есть личные амбиции, хочется быть первым, и руководство тоже не против и хочет, чтобы мы стали чемпионами, но будем стараться. Но чемпионство сейчас – не самоцель. Вообще, цель нашего клуба и моя мечта – через пару лет "слезть" с бюджетных денег и разгрузить государственный бюджет. Я считаю, каждый профессиональный клуб должен уметь зарабатывать и работать со спонсорами. Если и тратить государственные деньги, то на наших детей и на высококачественных специалистов, как сказал Глава государства. Мы должны привлекать дорогостоящих, высококлассных тренеров и специалистов, а игроков обеспечивать за счёт спонсорских средств.

- Вопрос по поводу высококлассных специалистов. В прошлом году вашу команду возглавил тренер с очень большим именем – Ришат Гилязутдинов (многократный чемпион России, победитель Лиги чемпионов и Клубного чемпионата мира – прим. sportarena.kz). Как удалось пригласить его в Казахстан?

- Во-первых, мы очень хорошо общаемся с его братом, главным тренером ВК "Алматы" Рафаилем Гилязутдиновым. Он нам помог в переговорах. Затем, наши идеи по развитию клуба с Ришатом Сиразутдиновичем совпали. Как мы могли заявить о себе, только открывшись, без грандиозного бюджета? Только благодаря хорошему тренеру, к которому придут игроки. А для игроков сейчас заработная плата – не первый показатель. Для них важен рост.

- Зарплата такого топ-тренера больше, чем у самого высокооплачиваемого игрока клуба?

- Нет, столько же. Да. Одинаково.

- И он стоит этих денег?

- Он стоит дороже, намного дороже. Намного. Я вам даже больше скажу. Цена этой команды – не менее 800 миллионов. Но благодаря авторитету нашего главного тренера Ришата Гилязутдинова, нам удалось собрать такую команду в пределах нашего бюджета. Тренеру понравилась идея, которую мы несём. Развитие клуба с нуля шаг за шагом. Первый шаг – молодёжь. Наш следующий шаг – инфраструктура. В планах – строительство волейбольного центра, который уже одобрило руководство области. Волейбол является самым массовым видом спорта в ВКО. У нас помимо ДЮСШ очень активно развиваются частные волейбольные школы, которые к нам не относятся, но мы с ними сотрудничаем. Помогаем ДЮСШ инвентарём, проводим мастер-классы для них и частных школ. Им нужна массовость, а мы из этой массовости будем брать профессионалов. Детский волейбол не может существовать без профессионального, а профессиональный клуб не может существовать без резерва.

- Вернёмся к Национальной лиге. Состав вашей команды пополнила кубинская волейболистка с казахстанским паспортом Юнеска Роблес Батиста. Ранее она играла за "Алтай" и другие казахстанские клубы.

- С Юнеской мы давно на связи. В этом году она прошла драфт корейской лиги и начала там играть. Но, как оказалось, в Корее суровый тренировочный процесс. Очень сильно отличается от Казахстана и даже от Европы. Мы с ней договорились и оформили трансфер.

- То есть в Корее играть физически сложнее, чем в Казахстане? Ведь у нас туровая система, на которую жалуются многие приезжие игроки, когда команды играют несколько игр подряд каждый день. Как на ваш взгляд, не пора ли нашей лиге переходить на игры с разъездами по принципу "дома – в гостях"?

- Очень хороший вопрос. Это было бы хорошо, но на данный момент, это практически невозможно, так как у многих клубов на это недостаточно средств. Это будет дороже даже для тех клубов, у которых есть домашние арены. И во-вторых, как нам сказали в Казахстанской федерации волейбола, нет достаточного количества судей.

- А как вы смотрите на то, чтобы решающие игры чемпионата, Кубка или игры за Суперкубок судили иностранные арбитры, как делают иногда в других видах спорта?

- Это было бы отличным решением. Даже два международных арбитра с сертификатами, приехав заранее, могли бы организовать обучающие семинары, провести обмен опытом.

- Сейчас в казахстанском волейболе есть два мецената, которые за свои деньги развивают волейбол. Это Каирбек Хамзин в Петропавловске (ВК "Куаныш") и Алимбек Муканов (ВК "Актобе"). Не обращался ли кто-нибудь к вам из предпринимателей Усть-Каменогорска с предложением о финансировании?

- Это очень здорово, что у нас в стране есть такие люди. И честно признаюсь, я очень жду такого у нас. Даже скажу больше. Я готов уступить управление клубом такому человеку, который любит волейбол и готов финансировать. Даже если просто построит зал… Расскажу вам интересный случай. Мы как-то вели переговоры со строительной компанией на предмет сотрудничества. Хозяин компании – молодой, успешный человек мне рассказал, что он построил три мечети. Это во благо. Это отлично. Но если бы он построил один спортивный зал для детей, это было бы не хуже. Тысячи детей несколькими поколениями будут в нём заниматься и благодарить человека, который построил им этот зал. Не обязательно для волейбола, постройте для другого игрового спорта или для борьбы. Это огромное благо для всего общества, для вашей семьи и вашего имени.

Топовые казахстанские спортсменки массово покинули страну

Легенда казахстанского волейбола вошла в состав руководства КФВ

Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: